От выбора дисков колёсных дисков в значительной степени зависит управляемость автомобиля, комфорт в процессе передвижения для водителей и пассажиров. Широкой популярностью пользуются литые диски из-за их невысокой стоимости. В среднем кованые диски продаются в два раза дороже, чем литые.
При этом литые обладают рядом существенных недостатков. Для достижения необходимой прочности литые диски делают более массивными. Это приводит к увеличению нагрузки на ходовую и повышению расхода топлива.
Однако даже более толстые литые диски не отличаются достаточной прочностью, чтобы не трескаться на ухабах, особенно при высокой скорости движения. В чём проблема? Почему литой диск даже на не слишком крутой кочке легко может треснуть? Всё дело в технологии производства.
В чём технологические отличия литых и кованых дисков
Для производства тех и других дисков используются одни и те же сплавы алюминия, магния и небольшого количества меди. У каждого производителя есть свой секретный состав сплава, из-за чего прочность и надёжность дисков может отличаться весьма значительно.
На начальном этапе технология выглядит в обоих случаях одинаково. Берутся слитки алюминиевого сплава, расплавляются и заливаются в формы. При этом для литых дисков используется форма, практически копирующая окончательное изделие. После остывания заготовку остаётся немного обточить на фрезерном станке и диск готов к продаже или установке на автомобиль. Вот за счёт этого литые диски такие дешёвые.
Однако скупой, как гласит народная мудрость, платит дважды.
В процессе естественного охлаждения в форме в микроструктуре литого диска образуются мельчайшие полости и пузырьки воздуха. Именно эти пузырьки создают определенную рыхлость металла и снижают его прочность к механическим нагрузкам.
Во время ударов при перемещении по пересечённой местности микропоры и пузырьки не выдерживают нагрузки и диск трескается.
В этом есть и положительный момент. Из-за низкой прочности при разрушении литого диска сама шина сохраняется в целостности.
Кованый диск на начальном этапе производства проходит аналогичные процессы. Слитки алюминия плавятся и заливаются в формы. На выходе получается что-то вроде обструганных брусьев с лесоповала. Алюминий режется на куски по размеру отдельных дисков и далее проходит несколько этапов на прессовальных станках.
Если выражаться корректно, то название «кованый» не описывает технологию производства. Диск скорее прессованный, нежели кованый.
После прохождения нескольких этапов прессования, заготовка обрабатывается и приобретает окончательную форму. В довершение всего диск проходит несколько этапов закалки. Окончательно закалённый диск «отпускается», чтобы приобрести некоторую гибкость, поскольку чрезмерная жёсткость тоже чревата негативными последствиями и снижает эксплуатационное качества.
В процесс многократного прессования микропоры и пузырьки внутри изделия сжимаются и металл приобретает более плотную и прочную структуру. Кованый диск обладает примерно на 30% меньше и массой по сравнению с литым. Это позволяет сделать автомобиль более управляемым и быстрым. А заодно экономить топливо.
Однако в некоторых случаях жёсткость кованого диска становится его минусом. Так при сильном ударе на ухабе жёсткий диск не повреждается, но могут быть повреждены шины. И всё-таки водители, если есть финансовая возможность, всегда выбирают кованые диски, поскольку в долговременном плане первоначальная увеличенная инвестиция будет компенсирована.
Купить кованые диски в Ярославле от ведущих мировых производителей можно на сайте интернет-магазина компании «Шинный Базар». В ассортименте шины и диски только от надёжных, проверенных производителей. В пунктах продаж «Ярославского Шинного Базара» можно получить услуги по шиномонтажу, балансировке, прокатке дисков, развалу-схождению. На месте можно оформить кредит.